Легендарные собаки

Мухтары, Шарики, Лайки и Жучки – четвероногие друзья, испокон веков живущие с нами бок о бок. Лохматые и гладкошерстные, большие и маленькие, серьезные и смешные – они всегда рядом. Они защитники, охранники, няньки, спасатели, просто друзья. И в преддверие праздника Защитника Отечества мы хотели бы рассказать о собаках-героях, умных, верных и самоотверженных собаках нашей страны. Невозможно оценить степень вклада каждой собаки, поэтому мы расскажем о некоторых из них в хронологическом порядке.


 Легендарный Треф


Более ста лет назад, 21 июня 1909 года в Санкт-Петербурге открылся первый российский питомник собак, предназначенных для службы в полиции. С тех пор
21 июня отмечается как День кинологических подразделений МВД.

До начала XX века в России никому и в голову не приходило применять специально натренированных собак для розыска преступников. Собак разводили для охоты, держали для охраны стад, у состоятельных дам были в моде декоративные собачки, но розыскных собак не готовили.

В 1903 году главой сыскного отделения московской полиции стал Владимир Иванович Лебедев — замечательный специалист по теории и практике уголовного сыска. Лебедев успешно внедрил в России зарубежные новинки полицейской техники. Именно с его подачи в России начали делать фотоснимки задержанных полицией людей, снимать их отпечатки пальцев, составлять словесный портрет по единому образцу. В 1905 году Лебедев во время отпуска посетил Германию и Бельгию, где он интересовался опытом зарубежных коллег по подготовке служебных собак для розыска преступников.
В 1907 году первые небольшие питомники уже работали в Петергофе и в Риге. Еще через год было учреждено «Российское общество поощрения применения собак к сторожевой и полицейской службе». А следующий, 1909 год, стал годом открытия образцового питомника и полицейской школы для служебных собак. Специально для школы на окраине Санкт-Петербурга был выстроен целый комплекс.

Уже через 2 года в школе появились первые ученики — 26 полицейских из крупных городов российской империи, в которых были открыты отделения уголовного сыска. Собак для них доставили из зарубежных питомников, в основном из Германии. По истечении трех месяцев обучения в школе прошли первые испытания курсантов. Судейская коллегия единодушно назвала лучшим Владимира Дмитриева, московского околоточного надзирателя. Собака Дмитриева, молодой доберман Треф работал практически безупречно, несмотря на юный возраст — на тот момент собаке было всего 11 месяцев.
По стати Треф вряд ли бы взял медаль за экстерьер на современной выставке. Он был коренаст, с короткой головой, да и шерсть его была длиннее, чем мы привыкли видеть у сегодняшних доберманов. Однако служебные качества этой удивительной собаки стали настоящей легендой.
На том, первом в своей жизни испытании, Треф с легкостью выследил «злоумышленника», а впечатленные судьи присвоили Дмитриеву звание «Учитель дрессировки собак». Так Треф стал обладателем первого в России диплома сыскной собаки.


диплом Трефа.png
Диплом Трефа-сыскной собаки


После этого Треф приступает к службе в московской полиции и становится общероссийской знаменитостью. С помощью собаки было раскрыто громкое дело об убийстве пожилого жителя деревни Кузнецово, крестьянина Гришаева.
История попала в прессу, и Треф стал знаменит. Когда в начале декабря в Манеже были устроены соревнования полицейских собак, сотни москвичей пришли посмотреть на Трефа, и он вновь блеснул своими талантами. Собака преодолела полутораметровый барьер с немалым грузом в зубах, а затем уверенно прошла по следу «злоумышленника» через толпу зрителей и настигла его в помещении конторы.

После раскрытия нескольких громких дел о Трефе заговорили не только российские, но и зарубежные газеты. Известный московский журналист В. Дорошевич назвал Трефа «гениальной собакой», «героем дня», «Пинкертоном». Из 629 полицейских собак России именно Треф был выбран для съемок в учебных фильмах о дрессировке сторожевых и сыскных собак. Эти фильмы сохранились до наших дней.

Треф блеснул талантом и в борьбе с террористами. Произошло это в Брянске, где политической полицией был задержан некий Малива, бондарь по профессии. Основанием для задержания послужили подозрения в причастности Маливы к террористической организации, однако прямых улик обнаружено не было.

Прибывший в дом Маливы Треф обнюхал одежду и руки подозреваемого, и прямиком побежал в огород, где принялся раскапывать землю. На помощь собаке поспешили служители закона с лопатами, и вскоре из земли был извлечен бочонок взрывчатки и детали для сборки взрывных устройств, а также настоящие паспорта «бондаря» и его жены. Оказалось, что в действительности лже-бондарь был матросом-дезертиром по фамилии Купченко, а его супруга носила фамилию Шестова и была известна как воровка. Изрядно наследив по всему Дальнему Востоку, преступная парочка перебралась поближе к центру страны, где примкнула к банде анархистов. Купченко признался в преступлениях и сдал 35 подельников во главе с главарем Филипповым. На счету бандитов были десятки ограблений и более десяти убийств.

За время своей розыскной деятельности в полиции Царской России доберман Треф раскрыл более 1 500 преступлений. Одного слуха о скором визите добермана хватало, чтобы в том или ином городе на время прекратились грабежи и убийства: преступники предпочитали покинуть насиженные места, лишь бы знаменитый пес не вышел на их след.
После Гражданской войны Россию штормило от края до края. Такого разгула преступности страна еще не знала. В 20-х годах Дмитриев, по некоторым сведениям, был расстрелян на Лубянке как «агент мировой буржуазии» за контрреволюционную деятельность. Осиротевший Треф не стал работать с другим проводником, и впоследствии его использовали только как производителя.

Замечательный пес передавал потомкам свои уникальные рабочие качества. До 1929 года большую часть служебных собак советской милиции составляли доберманы, и лучшими среди них были именно потомки легендарного Трефа. Одним из наиболее известных наследников знаменитого добермана был кобель по кличке Бер. Только за 1926-1927 годы с помощью этой собаки было раскрыто 65 преступлений.

С 1930 года количество доберманов на милицейской службе стало уменьшаться. На смену короткошерстным собакам, обладавшим (помимо острого чутья) достаточно сложным характером, пришли немецкие овчарки. Специалисты решили, что более выносливые и легче поддающиеся дрессировке «немцы» больше подходят для службы в рядах советской милиции.


Белка и Стрелка

Эти скромные дворняжки выдержали суровый отбор, который осуществлялся по критериям пола, возраста, веса, роста, окраса и даже личного обаяния. Белка и Стрелка стали одними из двенадцати собак, участниц проекта. Как и все настоящие космонавты, они подвергались суровым тренировкам – их учили переносить перегрузки, подолгу находиться в изоляции в замкнутом пространстве, принимать специальную пищу, не реагировать на высокий уровень шума. Они успешно справлялись с задачей, но все-же попали лишь на роль дублеров. Честь первой попытки досталась другим собакам – Чайке и Лисичке, чей полёт, к несчастью, закончился так толком и не начавшись – на девятнадцатой секунде после старта их ракета взорвалась.


Белка и Стрелка.jpg
Белка и Стрелка 


Спустя всего месяц после этого, 19 августа 1960 года, Белка и Стрелка отправились в космос, чтобы провести на орбите более суток, сделав вокруг Земли семнадцать витков. Их благополучное приземление не только стало мировой сенсацией, но и наглядно доказало возможность благополучного возвращения с орбиты. Оказавшись на Земле, собаки быстро реабилитировались после стресса, и дальнейшую жизнь в покое и достатке провели при Институте Авиационной и Космической Медицины.

 Данные, полученные в результате этого эксперимента послужили основой для разработки предстоящего полёта в космос Юрия Гагарина.


Собака Павлова

Собака Павлова.jpg



В Санкт-Петербурге на территории НИИ Экспериментальной Медицины стоит бронзовый памятник собаке. Это памятник всем псам – безымянным и бесчисленным, чьи жизни были принесены на алтарь науки. В нынешний век высоких технологий легко понять защитников природы, которые яро выступают против опытов над животными. Но ведь большинство из этих прогрессивных и щадящих технологий не были бы изобретены и разработаны, если бы не исследования конца 19го, начала 20го века, многие из которых провел советский ученый. За бронзовой собакой, сидящей на гранитном постаменте, прочно закрепилось прозвище Собака Павлова.

Многочисленные свидетельства очевидцев подтверждают, что ученый относился к подопытным животным очень бережно, даже в самые тяжелые для лаборатории периоды старался создать для их жизни наилучшие условия. А нанесение непоправимых травм в ходе эксперимента всегда переживал очень тяжело, стараясь беречь жизнь каждой собаки. Этим-то собакам, чьи жизни стали неоценимым вкладом в современную науку и посвящен памятник.

Но по большей части словосочетание «Собака Павлова» ассоциируется у нас с понятием условного рефлекса. В серии экспериментов ученый доказал возможность образования у собак ранее не существовавших рефлексов, вырабатывая ассоциации например между загорающейся лампочкой и получением еды. Это даже породило ряд карикатур и анекдотов: дворняжка спрашивает Собаку Павлова, что такое “условный рефлекс”. «Видишь красную лампочку? – отвечает Собака, - как только она загорится, вон тот болван принесет нам поесть!»

В 1904 году за свои исследования Павлов удостоился Нобелевской Премии, став первым лауреатом этой почетнейшей награды в России.

Собаки же, помогавшие ему в исследованиях, достойны вечной памяти и глубокого уважения, ибо спасли не сотни и не тысячи, а миллионы человеческих жизней.


Четверогогие герои войны. Джульбарс

В годы Великой Отечественной войны около 60 тысяч собак, как породистых, так и обычных дворняг, были призваны в армию. Они помогали людям на всех фронтах – искали мины, вытаскивали раненых из развалин или из боя. Иногда их использовали как камикадзе – обвязанная взрывчаткой собака бросалась под танк и погибала…Всего за годы войны собаки взорвали более трехсот немецких танков.

Зимой на санках-нартах, а летом на небольших тележках собаки доставляли на передний край боеприпасы, а обратно увозили раненых. Каждая упряжка заменяла трех-четырех санитаров. Всего собаки вывезли с поля боя более 600 тысяч человек. Когда санитары из-за плотного огня не могли пробраться к раненому, собаки по-пластунски подползали к нему и подставляли бок с медицинской сумкой. Ждали, когда он перевяжет рану, и только потом отправлялись к следующему. Если человек был без сознания, собака лизала его лицо, пока он не приходил в себя.


Джульбарс.jpg
Овчарка Джульбарс


С помощью собак было разминировано более трехсот крупных городов. В личном деле колли по кличке Дик записано: «Призван на службу из Ленинграда и обучен минно-розыскному делу. За годы войны обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов». Главный подвиг Дик совершил в Павловске, обнаружив за час до взрыва в фундаменте дворца фугас в две с половиной тонны и часовым механизмом. После победы Дик, несмотря на множественные ранения, неоднократно побеждал на многих выставок собак. Пес-ветеран дожил до глубокой старости и был похоронен с воинскими почестями.

Несмотря на многочисленные подвиги четвероногих бойцов во время войны, единственной собакой, получившей медаль «За боевые заслуги», стала овчарка по кличке Джульбарс. Этот пёс обнаружил в последний год войны 7 468 мин и 150 снарядов, участвовал в разминировании дворцов над Дунаем, замков Праги и соборов Вены.

Хозяйкой Джульбарса была Дина Волкац, будущая жена главного кинолога страны, подполковника Александра Мазовера. Еще до войны Дина стала инструктором служебного собаководства в родном Харькове. В 1941 ее, восемнадцатилетнюю, направили в Центральную школу служебного собаководства обучать солдат. Получив воинское звание младшего лейтенанта, Волкац приступила к работе. Выбрав себе собаку, Дина показала ее начальнику отделения. Джульбарс был настолько неказист, что начальник только хмыкнул: «Хуже собаки найти не удалось? Разрешите узнать, по каким же признакам вы ее выбрали?» . «По глазам», – серьезно ответила Дина.

В конце войны Джульбарс был ранен и не мог участвовать в Параде Победы. Маршал Константин Рокоссовский доложил об этом Сталину, и тот приказал нести собаку по Красной площади на своем кителе. Овчарку нес на руках Александр Мазовер, и ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь – он отвечал за сохранность очень ценного бойца 14 штурмовой инженерно-саперной бригады.


Проходят века и тысячелетия, но дружба человека и собаки становится лишь крепче. Война ли, стихийное бедствие или массовые беспорядки, помощь больным людям-везде собаки приходят на помощь человеку.
Охрану объектов обеспечивают мощные и выносливые кавказские овчарки и черные терьеры. Добродушные лабрадоры и спаниели, обладающие острейшим чутьем, обнаруживают хитроумно запрятанные наркотики и взрывчатые вещества.
Надежные ротвейлеры и энергичные ризеншнауцеры несут патрульно-постовую службу вместе со своими инструкторами. И, конечно, доблестные служители правопорядка не обходятся без исполнительных немецких овчарок и без потомков и наследников легендарного Трефа-доберманов. Очень точно о собаках сказал известный русский советский писатель Паустовский К.Г. "У нас еще нет слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум – все те великолепные качества, которыми обладает СОБАКА".